На семёрках, и некоторых других моделях, охлаждение двигателя включается от датчика температуры, расположенном внизу на радиаторе. Вот он
Когда датчик ломается, чтобы его заменить, нужно слить весь тосол. К тому же, датчик от времени "прикипел" и не поддаётся попыткам его открутить.
Оставить всё как есть - опасно, т.к. без охлаждения, на холостом ходу, да ещё и летом - движок обязательно перегреется и, в лучшем случае, закипит. А может и заклинить. К счастью, на блоке цилиндров есть ещё один датчик - терморезистор, подключённый к указателю температуры на панели приборов.
При температуре 80 градусов напряжение на этом датчике около 7,5 вольт, при 90 градусов примерно 6,5 вольт.
Значит можно включать вентилятор охлаждения по сигналу этого датчика.
Вот схема. Это один из вариантов, вы можете придумать свою.
Я исходил из принципа "надёжно и просто", поэтому не стал делать на микросхемах.
Можно было бы вместо мощного полевого транзистора IRF540 поставить маломощный, и включать им реле, управляющее вентилятором, но реле потребляет ток 150 мА, а мощный полевик управляется напряжением.
Кому интересно, можете подсчитать, сколько литров бензина можно сэкономить за год, просто заменив электромеханические релюшки на транзисторы, а мне лень
По деталям.
Их нужно совсем немного.
Все транзисторы и диоды заменимы на аналогичные. Резисторы вполне подходят с точностью +/- 20%
Так как схема в моторном отсеке будет подвергаться постоянной сильной вибрации, я подобрал транзисторы в металлических корпусах и диоды с максимально короткими и жёсткими выводами
Осталось самое малое - расположить их ПРАВИЛЬНО на плате, спаять, проверить и "полечить" авто.
Об этом в следующий раз.
(продолжение будет)