В конце 4 ст. н.э. по донецким степям огнем и мечом пронеслись полчища гуннов, которые положили начало многочисленным набегам и азиатским вторжениям в Европу. Войско гуннов постепенно продвигалось к Дону и в
Вместе с тем, упоминание об аланах встречается в
Археологические исследования показали, что в 8-9 ст. н.э. степи бассейна Северского Донца были интенсивно заселены кочевыми и полуоседлыми племенами, входящими в хазарский каганат. Их кочевья и стойбища выявлены по берегам рек Айдара, Красной, Луганчика, Лугани, Северского Донца. Здесь племена салтово-маяцкой культуры начали заниматься земледелием под влиянием своих соседей - славян. Об их культуре, экономических связях свидетельствуют находки: славянский боевой топор (с. Пески Новопсковского района), боевой меч (с. Краснянка Кременского района). Праболгары (так именовались племена салтов) умели строить юрты и полуземлянки для жилья. Захоронения салтово-маяцкой культуры были открыты в Маловенделеевке, Айдар-Николаевке Новоайдарского района, в г. Кременная, вблизи пгт. Станично-Луганское. Грунтовой могильник с пятью катакомбными захоронениями, которые были исследованы на правом высоком берегу Донца, вблизи пгт. Станично-Луганское, дает нам представление об уровне материальной и духовной культуры салтовцев.
Каждая катакомба имела специальный лаз, закрытый каменными плитами. В одной из могил найден скелет, сориентированный головой на запад. Одежда захороненного была украшена бронзовыми бляхами, красным поясом. На груди лежало намисто в две - три нитки, которое соединялось бронзовыми спиралями и пластинами, горошины выполнены из горного хрусталя. Утонченной работы были сережки из нанизанных на стержень бусинок, с позолоченной прокладкой. На руках было два бронзовых перстня. Аналогичным были находки в других катакомбах.
Эти памятники свидетельствуют о том, что салтово-маяцкие племена занимались скотоводством, земледелием, были хорошими кузнецами, литейщиками, владели гончарным искусством. Как и другие народы, входившие в хазарский каганат, племена салтово-маяцкой культуры находились в периоде становления феодальных отношений, перехода от кочевого образа жизни к оседлому.
Однако в это время на просторах Северного Причерноморья появляются две силы, которые диктовали народам свои условия. Это славяне и половцы.
Славяне
Еще во времена готов и гуннов были известны славянские племена венедов и склавинов, а позднее стали известны словены, дуребы, кривичи, вятичи, древляне.
В 8-10 ст. русские (под этим именем объединилась часть славян) подчинились хазарам, позднее находились под их влиянием. В 10 ст., когда хазары ослабели в борьбе с печенегами, русские славяне стали сами нападать на хазар и способствовали их упадку. С развитием торговли на землях славян начали образовываться княжества. Появление городов, развитие торговли, создание военных дружин способствовало распаду родовых отношений и созданию устройства, объединения людей не по родственным связям, а по совместному труду и роду профессии. Объединение же княжеств под одной властью являло собой государство. Таким государством в 9 веке стала Киевская Русь.
Половцы
А в степях в это время жили и враждовали между собой три разных тюркских народа: печенеги, торки и половцы (куманы). Последние кочевали в степях между Доном и Северским Донцом. Половцы настроили городов и укрепленных городищ, они были хорошими конниками и воинами. Набеги на соседние народы, войны, кочевое скотоводство были основным занятием половцев. Вопреки официальной историографии, половцы часто терпели поражения от славян, заключали с ними союзы для борьбы с общими врагами. За всю историю войн со славянами половцам не удалось взять ни одного славянского города, крепости, поэтому их набеги носили чисто потребительский характер.
Памятник
древнерусского эпоса "Слово о полку Игореве" повествует о походе
Новгород-Северского князя Игоря на половецкие степи, рисует образы
половцев и русских, половецких женщин. Много версий существует о месте
битвы князя Игоря с половцами в
Сомнения в реальности похода князя Игоря на половцев базируются на пяти реалиях.
Первая: князь Игорь в
Вторая: со времен падения Хазарского каганата (
Третья: в "Слове" трижды упоминается наименование "хин" и утверждается, что хины - соседи Руси. Единым вариантом толкования этого слова является наименование Джурдженской империи Кин (современное прочтение: дзинь - золотая; 115-1234 гг.). Замена "к" на "х" говорит о том, что это слово было занесено на Русь монголо-татарами, в речи которых не было буквы "к". Но тогда "Слово..." рассказывает не о событии 12, а 13 столетия и под хинами нужно понимать татаро-монголов.
Четвертая: для автора "Слова..." хиновые стрелы (читай монгольские) как, очевидно, и для читателей тех времен, явление обычное и четкое. Стрелы восточных народов, в отличие от других, были отравлены и татаро-монголы хранили их секрет.
Пятая: почему с известных пяти походов на половецкую степь автор обратил внимание на неудачный поход Игоря, почему "Слово..." пронизано призывом к единению? Наверное, потому, что битва на р. Каяла - это битва на р. Калке в 1238 году, где татаро-монголы впервые разгромили русские полки. И это не случайно. В это время Киевская Русь была раздроблена на множество соперничающих княжеств.
Донецкие степи почти до наших времен сохранили памятники поздних кочевников, в т.ч. и половецких. В первую очередь это курганные погребения, маяками которых были каменные изваяния - идолы (каменные бабы), назначение которых до конца не установлено. Впрочем, можно предположить следующее.
Коллекция таких памятников на Луганщине достигает нескольких десятков (среди них скифские и половецкие). Все они представляют собой скульптурное изображение женщины, что можно трактовать как символ материнства, продолжения рода. Можно также предположить, что в половецком обществе главенствующую роль занимали женщины - хранительницы рода. Возможно, что половцы, веря в загробную жизнь, ставили на захоронения идолов соответственно бытовавшей мифологии, которые отвечали за продолжение семьи, рода, охраняли их.
Однако есть и редкое исключение из правил. В Луганском областном краеведческом музее хранится скульптурное изображение головы половецкого юноши, что дает нам редкую возможность увидеть черты половца. Что же относительно половчанок, то известна их красота, ведь тот факт, что многие русские князья (в т.ч. и Александр Невский) брали в жены именно половчанок, подтверждает это.
Среди находок, датируемых 10-11 ст., большое место занимает конская сбруя, украшения для лошадей, а также многочисленное оружие: мечи, сабли, ножи, луки, стрелы. Во всех перечисленных захоронениях найдены эти предметы, что дает основание утверждать, что половцы были кочевниками, воинами, всадниками. В захоронениях у с. Смелое Славяносербского района найдены чудесные серебряные и бронзовые женские украшения: подвески, браслеты, пряжки, бляшки, костяные и металлические мониста.
Татаро-монголы и Русь
С исчезновением половцев, их мест обитания и кочевий в Донецких степях наш край получает наименование "Дикая степь". Уничтожение половцев, их миграция и смешение с другими завоевателями связано с военными успехами татаро-монголов, покоривших многие народы в 13 ст., включая славян.
Среди памятников эпохи монголо-татарского господства над лесом и степью, над городами и городищами нет сколько-нибудь достоверного свидетельства о хотя бы кратковременном пребывании монголов на территории нашего края. На протяжении двух столетий в Донецких степях замерла жизнь, связанная с последней кочевнической этнокультурой - половецкой. В борьбе с татаро-монголами половцы выступали совместно с русичами и были жестоко наказаны, ибо кочевники-завоеватели не стали терпеть соперников - кочевников-половцев. Что же касается славян, то их участь была лучшей, т.к. завоеватели не уничтожали городов, сдавшихся победителям, а таковых было немало. Не бесчисленные полчища татаро-монгольских воинов, а их военное мастерство, разобщенность русских князей, выступавших на борьбу с завоевателями разрозненно, а часто и примкнувших к татарам, явилось основной причиной поражения Руси и других государств. Причины позднего заселения края оседлыми народами вряд ли следует искать в татаро-монгольском господстве. Достаточно вспомнить то положение, что в Донецких степях и до нашествия татаро-монголов существовали культуры кочевников, и первенство в заселении края принадлежало казакам.
Донское и запорожское казачество
В начале XIV столетия активных пассионарных сил русичей, перемешанных с принявшими христианство половцами (куманами) и другими народностями, образовался новый этнос - малороссы (старинное наименование, сохранившееся в первоисточниках) или казаки (тюркское наименование людей без начальства, вольных), или украинцы (так их звали поляки).
Предками казаков были бродники - потомки православных хазар. Они заселяли плавни Дона и его притоков. Известно, что уже в XVI столетии были казаки "московские", жившие, в основном, на Дону и получившие наименование "донские", южнорусские казаки, жившие на Днепре, назывались "днепровскими", "украинскими" казаками или "черкассами" (от г. Черкассы).
Днепровские казаки, запорожцы вели оседлое хозяйство, занимались охотой, воевали с татарами, просто грабили. Запорожцами днепровские казаки стали называться после
В
В
Как известно, территория Запорожской Сечи была разделена на паланки. Это произошло около 1734г. Запорожские поселения Луганщины вошли в состав Кальмиусской паланки. Ее центром было городище Домаха (позднее г.Мариуполь).
Из письменных источников известно, что уже в к.17 - н. 18 ст. запорожские казаки, кроме сторожевой службы, занимались земледелием, скотоводством, "...партиями они доставляли в Бахмутскую крепость на продажу значительное количество скота, хлеба и других припасов."
Из научных трудов Д.Яворницкого известно, что в Кальмиусской паланке было 28 зимовников, среди которых 12 - на землях Луганщины.