Кременная online
Вторник, 19.03.2024, 09:17
Меню сайта
Последние темы форума
стейк хаус киев (0)

строительство (4)

Мягкие игрушки (3)

Декоративна косметика (5)

плитка (4)

Якісний дитячий одяг (1)

Какой взять планшет? (5)

Подарок (23)

Последние фотографии
Последние объявления
Наш опрос
3. Яка на вашу думку пріоритетна сфера подальшого розвитку громади?
Всего ответов: 453

Страницы истории Кременщины

Многочисленные археологические находки, исследования памятников археологии позволяют сделать научно-обоснованное заключение о том, что край наш был облюбован для жизни еще первобытным человеком более 100 тыс.  лет назад.

  Следы пребывания первобытного человека на Луганщине обнаружены значительной территории региона: от Троицкого района на Севере - до Кременского на Западе, от Антрацитовского на Юге - до Меловского на Востоке. Первые сведения относительно памятников эпохи палеолита относятся к 1820 году. В статье Густава Геса де Кальве, вышедшей в 1820 году, читаем: "Летом 1816 г. мастеровые Луганского литейного завода (уезд Славяносербский) на границе с землей войска Донского при разрытии нескольких аршин канавы наступили на некую твердую массу. Рассмотрев со вниманием, нашли, что масса сия... представляла глиняный горшок порядочной величины. Мастеровые, надеясь обрести по крайней мере сокровища Креза, забили его и вместо золота нашли множество стрел, ножей, пил и проч., и все из чистого кремня, с чрезвычайным искусством изготовленные..." В начале XX в. в с. Колесниковка на реке Деркул (Станично-Луганского района) археологом П.П.Ефименко были выявлены орудия труда, которые автор оценил как первые убедительные следы мустьерской эпохи на Великой Русской равнине. В 1963 г. при исследовании берегов реки Деркул археолог В.М.Гладилин нашел 22 предмета, 6 из которых из кремня, 16 - из кварцита. Все находки относятся к мустьерской эпохе (более 100 тыс. лет до н.э.).

  Позднее у с. Веселая Гора близ г. Луганска, у с. Красный Яр были найдены предметы, относящиеся к каменному веку. Каменные орудия труда, остатки мастерских по изготовлению орудий труда, сырье, кости животных, найденные на местах стоянок первобытных охотников, свидетельствуют о том, что местами проживания первобытных людей палеолитического времени были долины рек Айдар, Деркул, Красная, Жеребец, Йовсуг, Ковсуг, Боровая, Уразова, Камышная, Северский Донец, Лозовая, Белая и др.

  Кости мамонта, бизона, найденные в городищенской балке на берегу реки Деркул, близ с. Колесниковка, с. Сабовка (Славяносербский район), позволяют сделать вывод о том, что палеолитические племена занимались охотой на мамонтов, зубров, бизонов, оленей и др. животных. Мужчины занимались охотой, а женщины выделкой шкур, которые шли на одежду. Мясо этих животных шло в пищу.

  Изобретение лука и стрел (эпоха мезолита, XIII-VIII тыс. до н.э.) значительно упростило охоту древнего человека на животных и способствовало распаду первобытнообщинного строя.

  Найденные в Станично-Луганском, Новопсковском, Кременском, Новоайдарском, Троицком районах многочисленные орудия труда можно разделить на две большие группы: макролитические и микролитические. К концу каменного века человек научился добывать огонь, изготавливать орудия труда и оружие, шить одежду, строить жилища. Произошло становление человека современного типа.

  Луганщина в эпоху неолита (новокаменного века), энеолита (медно-каменного века), эпохи меди и бронзы.

  После отступления ледников в нашем крае установился современный климат. Индивидуальная охота из лука и стрел привела к излишкам мяса. Этому способствовало также приручение свиньи и собаки. Вместе взятое создавало условия для перехода от присвоения продуктов питания к их производству.

  Следы пребывания людей новокаменного века (7-4 тыс. до н.э.) выявлены в Антрацитовском, Белокуракинском, Славяносербском, Новоайдарском и др. районах нашей области. Среди находок преобладают орудия труда: отбойники, ретушеры, ножи, проколки, топоры, наконечники стрел, материалы сырья - пластины, отщепы, нуклеиды. В этот период появляются первые изделия из глины - керамические сосуды, осуществляется постепенный переход к земледелию и скотоводству с относительной оседлостью племен.

  В те далекие часы возникает ткачество, усложняются первобытнообщинное искусство и религия, создаются родовые могильники. В неолитическую эпоху орудия труда еще изготовляются из камня, но уже к первой половине 4 тыс. до н.э. появляются первые орудия труда из металла. Так начал отсчет своего времени энеолит (медно-каменный век). Это время характеризуется экстенсивным земледелием, развитым скотоводством, в первую очередь коневодством. Еще достаточное место в хозяйстве неолитического человека занимает охота, начинается литейное производство орудий труда. В этот исторический отрезок времени появляется колесный транспорт, отделяется родоплеменная знать (аристократия). Среди найденных при археологических раскопках и разведках орудий труда основное место занимают отбойники, бронзовые шила, керамические изделия, женские украшения.

Ямная культура

  В конце 3 - середине 2 тыс. до н.э. на территории нашего края расселились племена ямской культуры. Это название идет от особенностей погребального обряда - в ямах, под курганами.

  Эпоха меди-бронзы характеризуется патриархально-племенным строем, созданием укрепленных поселений, развитием местной металлургии. Находки, полученные в результате исследований захоронений у с. Чернухино (Перевальский район), г. Александровска, г. Сватово и др. населенных пунктов, свидетельствуют об окончательном вытеснении камня как материала для изготовления орудий труда, оружия и применения для их изготовления металла - меди и бронзы. Бронзовые ножи, найденные в захоронениях вблизи с. Чернухино, шило, найденное вблизи г. Луганска, керамическая посуда, фрагменты оружия позволяют современнику судить об уровне материальной и духовной культуры людей ямской культуры.

Катакомбная культура

  Археологом В.А.Городцовым выделена катакомбная культура (2200-1700 г.г. до н.э.). Это понятие объединяет все захоронения бронзового века, которые находились в катакомбах под курганными насыпями. Это время характерно развитием животноводства, широким применением бронзы для изготовления орудий труда, охоты, ростом населения, что способствовало освоению новых территорий, миграции племен, расширению межплеменных связей.

  Археологическая карта расположения памятников этой культуры на Луганщине говорит об интенсивном освоении донецких степей. Лимаревка и Нижне-Баранниковка Беловодского района, Зимогорье и Трехизбенка Славяносербского района, с. Провалье Свердловского района, с. Передельск Станично-Луганского района, с. Чернухино Перевальского района - вот далеко не полный перечень мест, где найдены памятники катакомбной культуры. Астрагалы, бронзовые скребки, украшения из черепашек, подвески из серебра, бронзовые топоры, амфоры, жаровни - находки, повествующие о культуре этого времени.

Многоваликовая культура

  Керамические изделия с орнаментом в виде налепных валиков, которые покрывают почти всю поверхность сосуда, определили многоваликовую культуру (17-11 ст. до н.э.). Племена этой культуры достигли хороших результатов в животноводстве, изготовлении орудий труда из металла, камня, кости.

Срубная культура

  В начале XX ст. выделена из других В.А.Городцовым (15-20 ст. до н.э.). Название происходит от способа захоронения - в срубе, сделанном в грунтовом могильнике. Характерным для этой культуры является животноводческо-земледельческое хозяйство, интенсивное производство на базе местного полиметаллического сырья, развитые ремесла, усовершенствованное строительство жилища.

  Памятники срубной культуры расположены на значительной территории области, почти в каждом районе, что свидетельствует не только о глубоком изучении памятников археологии этой культуры, но и об интенсивном заселении территории края в те времена.

  Среди находок обращают внимание золотые серьги, найденные в захоронении в Гапкиной поляне (Станично-Луганский район), бронзовый браслет, кельтские топоры, бронзовые ножи, найденные у с. Райгородка Новоайдарского района, каменные топоры и топоры-молоты, шилья, найденные вблизи с. Шевченково Кременского района, разнообразные керамические изделия из с. Смелое Славяносербского района. Находки у с. Провалье Свердловского района дали возможность реконструировать жилище людей срубной культуры.

Бондарихинская культура

  Носителями этой культуры были угро-фины (конец 12 - начало 8 ст. до н.э.). Эта культура характеризуется земледельческо-животноводческой формой хозяйствования, долговременными поселениями и укрепленными городищами.

  Керамическая посуда, проколки, зернотерки, наконечники стрел, отбойники, оселки, топоры, найденные у с. Орехово-Донецкое Славяносербского района, совхоза им. Артема Станично-Луганского района и др. населенных пунктов, подтверждают проживание здесь племен Бондарихинской культуры. Наименование этой культуры происходит от с. Бондарихино, где она была открыта впервые.

Кимерийцы

  В первой половине 9 ст. до н.э. в донецких степях, как и на значительной территории Северного Причерноморья, появляется народ, получивший название кимерийцы. Сведения о них мы находим в трудах Геродота, Страбона, в ассирийских клинописях. Вместе с тем эти сведения зачастую противоречивы прежде всего в вопросах о происхождении кимерийцев.

  Среди памятников кимерийского времени на Луганщине сегодня известны захоронения у с. Говоруха Славяносербского района, с. Гончаровка Сватовского района, с. Пионерское Станично-Луганского района. Основное место среди находок занимают предметы конской сбруи, кости лошади, остатки военного оружия и амуниции. Находки эти позволяют представить себе, какой была жизнь, общественно-политический строй этого народа.

  Уже в начале кимерийский эпохи военная знать сосредоточила в своих руках огромную власть и личную собственность. Основной политической силой в обществе были всадники, объединенные в отряды и представлявшие основу кимерийского войска. Кимерийская конница была легка, быстра, маневренна и имела преимущество перед пешим войском противника.

  Кимерийцы были в первую очередь конными стрелками, в своем арсенале имели стальные и железные мечи, боевые булавы. Во главе таких воинов были хорошо вооруженные вожди, что свидетельствуют о распаде первобытнообщинного строя, классовом расслоении общества на богатых и бедных.

  Эта эпоха характеризуется переходом от земледельческо-животноводческой формы хозяйствования к кочевому животноводству с высокоразвитым коневодством.

  Способ жизни, особенности общественного устройства, стиль прикладного искусства определили основные черты культуры предскифского времени. По масштабам влияния на окружающую этнокультуру кимерийцы не имели себе равных за исключением скифов. Они сыграли главную роль в распространении железа. Поздние кимерийцы известны науке только по материалам захоронений. Среди найденных предметов - оружие, конская амуниция, останки воинов. Отсутствие поселений, долговременных стоянок, городищ свидетельствует о том, что кимерийцы вели кочевой образ жизни. Могущество кимерийцев было недолгим, на авансцену вышли более могущественные объединения - скифы.

Скифы

  Итак, кимерийцы не смогли противостоять многочисленным и сплоченным скифам, возглавляли которых цари. Исторические скифы ведут свою историю от племен срубной культуры (последняя треть II-го тыс. до н.э.). Они вытеснили с Южного Причерноморья большую часть кимерийцев и племен катакомбной культуры. Письменные источники древних авторов утверждают, что скифы властвовали над всей Азией. Вспомним Геродота: "Скифы господствовали над Азией и все опустошили... Они взимали дань, но кроме дани осуществляли набеги и грабили, что было у народа. Материалы археологических раскопок и те же письменные источники доносят до нас сведения о том, что в то время в степях между Днепром, Северским Донцом, Доном жили скифы. Это также верно, как и сказанное Геродотом. Все дело в том, что в это время в степях Причерноморья господствовала засуха и скифы вынуждены были откочевать в Азию. Это не было стихийным отступлением перед силами природы, это было плановое переселение, заключавшееся в том, чтобы переселиться на новые места союзом племен, включая и оседлое население - скифов-пахарей. Царские же скифы вели войны и паразитировали на чужих территориях. Понятно, что плохо вооруженные и безлошадные скифы-пахари не могли осуществить поход в Азию, что сделали царские скифы.

  На Луганщине в настоящее время выявлено и исследовано не очень много археологических памятников скифского времени. И все же, несмотря на значительный урон, нанесенный скифским захоронениям кладоискателями, мы имеем прекрасные образцы скифской материальной и духовной культуры.

  Обширна и география расположения скифских курганов на Луганщине. В селе Пионерском в парном захоронении были найдены скифская стрела и керамический сосуд, в с. Зимогорье Славяносербского района в раннескифском захоронении найдены подвески, бронзовые стрелы, близ с. Смоляниново Новоайдарского района найдены золотые подвески, серьги. Различные предметы скифского времени выявлены также у с. Сосновка Новопсковского района, с. Бутовка Старобельского района.

  Но наиболее интересные и ценные памятники скифской культуры найдены при раскопках скифского захоронения у г. Перевальска. Это железный меч - акинак с рукоятью, обтянутой золотой фольгой с тиснением оленя, бронзовый казан, железное зеркало, женское монисто. Как правило, скифское захоронение было впускным в курган, где были захоронены останки людей более древних культур (эпох).

  Материалы археологических исследований, случайные находки скифского времени вместе с письменными источниками древнеантичных авторов помогают реконструировать жизнь, быт, религию и культуру Скифии. Анализ находок скифского времени говорит о том, что скифы были прежде всего воинами, а отсутствие стоянок, городищ, жилищ свидетельствует в пользу теории о кочевом образе жизни у скифов. Скифская материальная культура подвергалась влиянию эллинской культуры, в особенности при изготовлении украшений, конской сбруи, оружия. Скифы были хорошими металлургами, умели обрабатывать металл способом ковки, цементировать металлические предметы, в особенности оружие. Это были большие достижения. Достаточно вспомнить, что Луганский литейно-пушечный завод был закрыт в связи с отсутствием качественной железной руды местного происхождения. А скифы умели добывать руду из болотных залежей.

  Скифское царство, возникшее в 5 ст. до н.э., было одним из первых образований в Восточной Европе, основанных на завоеваниях с целью эксплуатации других племенных союзов. Однако заключительный этап истории скифов был не таким удачным, как ее начало. Уже в 3-4 ст. до н.э. территория скифов ограничивалась Крымом и берегами Днепра. Причина этому - появление на политической арене сарматов.

Сарматы

  На рубеже 5-4 ст. до н.э. мирные отношения между скифскими и сарматскими племенами дали трещину. Начался период интенсивного проникновения сарматов на земли скифов. В низовьях Дона, на правобережье Северского Донца открыты сарматские памятники, которые относятся к третьей четверти 4 ст. до н.э. Восточные соседи скифов - сарматы (савроматы), близкие им по укладу жизни, постепенно овладевали землями скифов, вытесняя их в степи Крыма, а часть их была уничтожена.

  О военных столкновениях скифов и сарматов, кроме письменных работ Полибия, рассказывает легенда о Амаче - жене сарматского царя, которую херсонесцы призвали на помощь в борьбе со скифами.

  В географии Страбона (65 г. до н.э. - 25 г. н.э.) впервые появляются наименования отдельных племен - сарматов: языги, роксоланы, аорсы, сираки. Аорсы и сираки жили на востоке от Дона, роксоланы - за Днепром. Все они вели беспрерывные войны. Об этом свидетельствуют не только письменные источники, но и археологические исследования. О воинственности сарматских племен говорил Геродот: "Сарматские женщины, - писал он, - стреляют из лука, метают дротики, вместе с мужчинами ездят на охоту и в военные походы, одеваясь в мужскую одежду". Геродот утверждал, что ни одна сарматская девушка не могла выйти замуж до тех пор, пока не убьет врага. Можно предположить, что мифологические амазонки и есть женщины-сарматки, а коль есть роксоланы и роксоланки, то почему это не украинки?! Ведь жили роксоланы на берегу Днепра...

  Первые находки сарматской культуры в крае относятся к 1892 г., когда у с. Подгоровка, что около Старобельска, пастухами был найден клад из 193 серебряных, позолоченных бляшек, найдены также серебряная трубочка и кольцо конской сбруи, большой серебряный фалар (сосуд) с изображением барса, быка и кабана. В этом году в с. Нещеретово Белокуракинского района были также найдены интересные вещи сарматского происхождения. В 1928-1929 гг. при исследовании сарматского захоронения были найдены остатки меча с навершением на рукояти, две серебряные фляги, одна из которых украшена серебряною гемою в золотой оправе. На восьмигранном сердолике вырезана фигура козла. Это позволяет утверждать, что так называемый звериный стиль присущ не только скифам, но и сарматам. Очень интересным для воссоздания образа сарматской женщины стало исследование женского захоронения близ Сватово. Могила была облицована дубовыми досками. Женщина была одета в платье малинового цвета, рукава короткие, подол длинный, спускается приблизительно на 20-30 см ниже колен. На шее было утонченной формы намисто, украшенное кроваво-красными альмандинами и перлинами. В верхней части одежды шел ряд пришитых на ткань маленьких бляшек в форме четырехугольных розеток, украшенных зеленой эмалью. Подол платья выткан золотыми нитками. Края рукава украшены пришитыми на ткань кругленькими золотыми бляшками. На верхней части правой и левой руки, а также около кисти левой руки найдено по одному золотому браслету, которые соединены между собой трубочкой. Очень важные находки сарматского времени были найдены при исследовании курганов у с. Лимаревка Беловодского района в начале 90-х годов. Среди памятников материальной культуры сарматов - железный кельт - тесло с остатками дерева от рукояти, жаровня с придонной частью большого лепного сосуда с невысокой расширенной горловиной, 4 золотых трехгранных обоймы, деревянная посудина эллипсовидной формы, меч, металлическая пряжка, две золотые обоймы ремня, костное кольцо.

  В последние столетия до н.э. по мере проникновения сарматов в Северное Причерноморье, где они соприкасались с культурой Прикубанья и античных городов, в искусстве сарматов наметилось два направления, которые разнятся между собой как содержанием, так и техникой выполнения и стиля. Во 2-1 ст. до н.э. особое внимание уделялось войсковому снаряжению конного воина. В это время появляется новый вид украшения конской уздечки и панциря - фалары и умбоны, в художественном решении которых соединяются восточные и античные элементы.

  Не позднее третьей четверти 1 ст. до н.э. на Дону и в степях Северного Причерноморья появляется новое кочевое объединение - аланы, вытеснившее все остальные племена сарматов.


 дальше

Форма входа
Логин:
Пароль:
Кто здесь
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сегодня здесь были
Omrizz, Howkiel
Наши именинники
Алекса(37), MaryMEf93(36), Onyx(30), Robbieutism(40), TqlaytonFEP(38), DonaldWT(41), Adpavova(44), ksumskaa09(52)
Наши статьи
Кремінський відділ Сєвєродонецької місцевої прокуратури оприлюднює графік прийому громадян за місцем їх роботи у лютому 2016 року (2042)
Попереджений – «озброєний»! (1470)
Прийом запитувачів у Кремінському відділі Сєвєродонецької місцевої прокуратури (1458)
Кремінський відділ Сєвєродонецької місцевої прокуратури оприлюднює графік прийому громадян за місцем їх роботи у січні 2016 року (2036)
Графік прийому громадян прокуратурою Кремінського району Луганської області за місцем їх роботи у листопаді 2015 року (1432)
Відкладення виконання вироку на певний строк (1674)
Розгляд електронних звернень громадян і звернень, отриманих на «гарячу лінію» прокуратурою Кремінського району (1457)
Незнання законів не звільняє від відповідальності (1656)
Стан додержання прав неповнолітніх при доставленні та адміністративному затриманні (1402)
Графік прийому громадян прокуратурою Кремінського району Луганської області за місцем їх роботи у жовтні 2015 року (1345)
Наслідки невиконання кримінального покарання у вигляді штрафу (1842)
Наши файлы
День Народження Грушевського (55)
Природоохоронні об’єкти Кремінщини (233)
Інвестиційний паспорт кремінський район луганської області 2012р (333)
Харьковские казаки. Том 1, книга 2. Альбовский Е. 1915 (215)
Харьковские казаки. Том 1, книга 1. Альбовский Е. 1914 (214)
Память, которая всегда с нами! (902)
Фёдор Гайда: Как произошло слово "украинцы" (296)
Расписание фотоэкспозиций "Зеленая Кременная" (187)
Река Северский Донец - главная водная артерия Восточной Украины (498)
Календар знаменних і пам’ятних дат на 2011 рік (341)
Кременское областное медицинское училище (454)
Архив новостей
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Праздники Украины

Друзья сайта
Наша аудитория
Курс валют
Статистика
Рейтинг сайтов Луганска и
Луганской области
Поиск по сайту
Copyright Prikhod © 2024 Хостинг от uCoz