Кременная online
Воскресенье, 25.08.2019, 07:19
Меню сайта
Последние темы форума
Любовь (187)

Бороться или смириться? (158)

Подскажите пожалуйста (0)

Цвет в вашей жизни (17)

Помада (4)

Гении. Какие они? (77)

Женский форум (58)

Питание и здоровье (37)

Последние фотографии
Последние объявления
[01.02.2018]
Сварные двери,решетки,ворота,ограды г.Кр...
[01.02.2018]
Натяжные потолки г.Северодонецк и регион
[01.02.2018]
Решетки на окна,двери,балконы г. Северод...
[01.02.2018]
Защитные Ролеты г.Северодонецк и Регион
[01.02.2018]
Пенопласт от производителя г.Северодонец...
[01.02.2018]
Жалюзи,москитные сетки от производителя ...
Наш опрос
2.Які першочергові проблеми підлягають вирішенню в "Кремінській об"єднаній громаді" ?
Всего ответов: 408
Аланы, гунны и авары
В конце 4 ст. н.э. по донецким степям огнем и мечом пронеслись полчища гуннов, которые положили начало многочисленным набегам и азиатским вторжениям в Европу. Войско гуннов постепенно продвигалось к Дону и в 375 г. разгромило готское государство. Прошли гунны и по землям аланов, многих из которых уничтожили, других подчинили себе. С нашествием гуннов оборвалась история самостоятельных ирано-язычных кочевников.

  Вместе с тем, упоминание об аланах встречается в 378 г. Речь идет об участии аланских племен в битве при Андреанополе. В результате этой битвы аланы вынуждены были отойти за Дон и Северский Донец. Другая группа аланов откочевала на земли бассейна Северского Донца после поражения в 735 г. от арабов. Эти группы объединились с постоянно жившими здесь племенами и образовали салтово-маяцкую культуру. Свое наименование культура получила от 2-х памятников Маяцкого городища и Салтовского могильника, расположенных на берегах Северского Донца. Тем временем междоусобная борьба за власть у гуннов, восстания порабощенных ими народов обессилили это объединение и в 5 ст. из Азии пришли новые завоеватели - авары, занявшие их земли и покорившие европейские племена, в т.ч. и славян. Но германцы и славяне, объединившись, уничтожили авар. Это событие случилось так быстро, что у славян сложилась притча: "Погибоши аки обры", (обры - то же, что и авары). Однако уничтожение авар не остановило вал с востока: вначале появились угры и хазары, затем печенеги, торки, половцы. Почти на протяжении тысячелетия донецкие степи были ареной нескончаемых боев. Начиная с гуннов, Азия, через Кавказ, посылала в Европу одно кочевое племя за другим. Кочевники располагались у Черного моря, в степных просторах, не входя в леса.

  Археологические исследования показали, что в 8-9 ст. н.э. степи бассейна Северского Донца были интенсивно заселены кочевыми и полуоседлыми племенами, входящими в хазарский каганат. Их кочевья и стойбища выявлены по берегам рек Айдара, Красной, Луганчика, Лугани, Северского Донца. Здесь племена салтово-маяцкой культуры начали заниматься земледелием под влиянием своих соседей - славян. Об их культуре, экономических связях свидетельствуют находки: славянский боевой топор (с. Пески Новопсковского района), боевой меч (с. Краснянка Кременского района). Праболгары (так именовались племена салтов) умели строить юрты и полуземлянки для жилья. Захоронения салтово-маяцкой культуры были открыты в Маловенделеевке, Айдар-Николаевке Новоайдарского района, в г. Кременная, вблизи пгт. Станично-Луганское. Грунтовой могильник с пятью катакомбными захоронениями, которые были исследованы на правом высоком берегу Донца, вблизи пгт. Станично-Луганское, дает нам представление об уровне материальной и духовной культуры салтовцев.

  Каждая катакомба имела специальный лаз, закрытый каменными плитами. В одной из могил найден скелет, сориентированный головой на запад. Одежда захороненного была украшена бронзовыми бляхами, красным поясом. На груди лежало намисто в две - три нитки, которое соединялось бронзовыми спиралями и пластинами, горошины выполнены из горного хрусталя. Утонченной работы были сережки из нанизанных на стержень бусинок, с позолоченной прокладкой. На руках было два бронзовых перстня. Аналогичным были находки в других катакомбах.

  Эти памятники свидетельствуют о том, что салтово-маяцкие племена занимались скотоводством, земледелием, были хорошими кузнецами, литейщиками, владели гончарным искусством. Как и другие народы, входившие в хазарский каганат, племена салтово-маяцкой культуры находились в периоде становления феодальных отношений, перехода от кочевого образа жизни к оседлому.

  Однако в это время на просторах Северного Причерноморья появляются две силы, которые диктовали народам свои условия. Это славяне и половцы.

Славяне

  Еще во времена готов и гуннов были известны славянские племена венедов и склавинов, а позднее стали известны словены, дуребы, кривичи, вятичи, древляне.

  В 8-10 ст. русские (под этим именем объединилась часть славян) подчинились хазарам, позднее находились под их влиянием. В 10 ст., когда хазары ослабели в борьбе с печенегами, русские славяне стали сами нападать на хазар и способствовали их упадку. С развитием торговли на землях славян начали образовываться княжества. Появление городов, развитие торговли, создание военных дружин способствовало распаду родовых отношений и созданию устройства, объединения людей не по родственным связям, а по совместному труду и роду профессии. Объединение же княжеств под одной властью являло собой государство. Таким государством в 9 веке стала Киевская Русь.

Половцы

  А в степях в это время жили и враждовали между собой три разных тюркских народа: печенеги, торки и половцы (куманы). Последние кочевали в степях между Доном и Северским Донцом. Половцы настроили городов и укрепленных городищ, они были хорошими конниками и воинами. Набеги на соседние народы, войны, кочевое скотоводство были основным занятием половцев. Вопреки официальной историографии, половцы часто терпели поражения от славян, заключали с ними союзы для борьбы с общими врагами. За всю историю войн со славянами половцам не удалось взять ни одного славянского города, крепости, поэтому их набеги носили чисто потребительский характер.

  Памятник древнерусского эпоса "Слово о полку Игореве" повествует о походе Новгород-Северского князя Игоря на половецкие степи, рисует образы половцев и русских, половецких женщин. Много версий существует о месте битвы князя Игоря с половцами в 1185 г. Одна из таких версий предполагает, что битва произошла на берегу речки Каменки, что в Краснодонском районе нашей области. Однако до сих пор место битвы не подлежало ни письменным (за исключением "Слова"), ни материальным источникам. Возможно это и не случайно. Ведь военно-политическая обстановка в 1185 г. для Киевской Руси исключала необходимость такого похода. С 1092 по 1117 гг. война против половцев, начатая по инициативе Святополка II, принесла ожидаемые результаты. Западные кочевья были покорены Владимиром Мономахом, восточные половцы добровольно вступили в союз с суздальскими князьями. С 1116 по 1236 гг. (120 лет) история зафиксировала пять половецких набегов на Русь, столько же было совершено походов русичей на степь, 16 случаев участия половцев в междоусобных войнах. Покоренные раньше печенеги, торки, черные клобуки (каракалпаки) были покорены киевскими князьями раньше и не представляли военной угрозы для Руси.

  Сомнения в реальности похода князя Игоря на половцев базируются на пяти реалиях.

  Первая: князь Игорь в 1180 г. заключил союз с половцами, в 1184 г. он отказался от участия в походе, что его замыслил двоюродный брат Игоря Святослав Всеволодович. Сомнительно, чтобы Новгород-Северский князь, не объединившись с другими князьями, сломя голову бросился бы завоевывать степи, простирающиеся от Черного до Каспийского морей.

  Вторая: со времен падения Хазарского каганата (965 г.) до создания Золотой Орды (1241 г.) в степях не было союза кочевников, способных угрожать Руси.

  Третья: в "Слове" трижды упоминается наименование "хин" и утверждается, что хины - соседи Руси. Единым вариантом толкования этого слова является наименование Джурдженской империи Кин (современное прочтение: дзинь - золотая; 115-1234 гг.). Замена "к" на "х" говорит о том, что это слово было занесено на Русь монголо-татарами, в речи которых не было буквы "к". Но тогда "Слово..." рассказывает не о событии 12, а 13 столетия и под хинами нужно понимать татаро-монголов.

  Четвертая: для автора "Слова..." хиновые стрелы (читай монгольские) как, очевидно, и для читателей тех времен, явление обычное и четкое. Стрелы восточных народов, в отличие от других, были отравлены и татаро-монголы хранили их секрет.

  Пятая: почему с известных пяти походов на половецкую степь автор обратил внимание на неудачный поход Игоря, почему "Слово..." пронизано призывом к единению? Наверное, потому, что битва на р. Каяла - это битва на р. Калке в 1238 году, где татаро-монголы впервые разгромили русские полки. И это не случайно. В это время Киевская Русь была раздроблена на множество соперничающих княжеств.

  Донецкие степи почти до наших времен сохранили памятники поздних кочевников, в т.ч. и половецких. В первую очередь это курганные погребения, маяками которых были каменные изваяния - идолы (каменные бабы), назначение которых до конца не установлено. Впрочем, можно предположить следующее.

  Коллекция таких памятников на Луганщине достигает нескольких десятков (среди них скифские и половецкие). Все они представляют собой скульптурное изображение женщины, что можно трактовать как символ материнства, продолжения рода. Можно также предположить, что в половецком обществе главенствующую роль занимали женщины - хранительницы рода. Возможно, что половцы, веря в загробную жизнь, ставили на захоронения идолов соответственно бытовавшей мифологии, которые отвечали за продолжение семьи, рода, охраняли их.

  Однако есть и редкое исключение из правил. В Луганском областном краеведческом музее хранится скульптурное изображение головы половецкого юноши, что дает нам редкую возможность увидеть черты половца. Что же относительно половчанок, то известна их красота, ведь тот факт, что многие русские князья (в т.ч. и Александр Невский) брали в жены именно половчанок, подтверждает это.

  Исследованные курганные могильники (захоронения в с. Провалье Свердловского района, с. Безгиновое Новоайдарского района, с. Вишневый Дол Краснодонского района) дали множество разнообразных материалов, характеризующих жизнь, быт, культуру и религию поздних кочевников донецких степей.

  Среди находок, датируемых 10-11 ст., большое место занимает конская сбруя, украшения для лошадей, а также многочисленное оружие: мечи, сабли, ножи, луки, стрелы. Во всех перечисленных захоронениях найдены эти предметы, что дает основание утверждать, что половцы были кочевниками, воинами, всадниками. В захоронениях у с. Смелое Славяносербского района найдены чудесные серебряные и бронзовые женские украшения: подвески, браслеты, пряжки, бляшки, костяные и металлические мониста.

Татаро-монголы и Русь

  С исчезновением половцев, их мест обитания и кочевий в Донецких степях наш край получает наименование "Дикая степь". Уничтожение половцев, их миграция и смешение с другими завоевателями связано с военными успехами татаро-монголов, покоривших многие народы в 13 ст., включая славян.

  Среди памятников эпохи монголо-татарского господства над лесом и степью, над городами и городищами нет сколько-нибудь достоверного свидетельства о хотя бы  кратковременном пребывании монголов на территории нашего края. На протяжении двух столетий в Донецких степях замерла жизнь, связанная с последней кочевнической этнокультурой - половецкой. В борьбе с татаро-монголами половцы выступали совместно с русичами и были жестоко наказаны, ибо кочевники-завоеватели не стали терпеть соперников - кочевников-половцев. Что же касается славян, то их участь была лучшей, т.к. завоеватели не уничтожали городов, сдавшихся победителям, а таковых было немало. Не бесчисленные полчища татаро-монгольских воинов, а их военное мастерство, разобщенность русских князей, выступавших на борьбу с завоевателями разрозненно, а часто и примкнувших к татарам, явилось основной причиной поражения Руси и других государств. Причины позднего заселения края оседлыми народами вряд ли следует искать в татаро-монгольском господстве. Достаточно вспомнить то положение, что в Донецких степях и до нашествия татаро-монголов существовали культуры кочевников, и первенство в заселении края принадлежало казакам.

Донское и запорожское казачество

  1502 г. завершился процесс распада Золотой Орды и пришел конец господству татаро-монголов на огромной территории.

  В начале XIV столетия активных пассионарных сил русичей, перемешанных с принявшими христианство половцами (куманами) и другими народностями, образовался новый этнос - малороссы (старинное наименование, сохранившееся в первоисточниках) или казаки (тюркское наименование людей без начальства, вольных), или украинцы (так их звали поляки).

  Предками казаков были бродники - потомки православных хазар. Они заселяли плавни Дона и его притоков. Известно, что уже в XVI столетии были казаки "московские", жившие, в основном,  на Дону и получившие наименование "донские", южнорусские казаки, жившие на Днепре, назывались "днепровскими", "украинскими" казаками или "черкассами" (от г. Черкассы).

  Днепровские казаки, запорожцы вели оседлое хозяйство, занимались охотой, воевали с татарами, просто грабили. Запорожцами днепровские казаки стали называться после 1569 г., когда земли Украины были отданы Литве и Польше, а казаки ушли на восток, к островам нижнего Днепра, где и создали "Запорожскую Сечь". Власть запорожцев с выборным кошевым атаманом достигала донецких степей. Как свидетельствуют письменные источники, уже в 1650 г. в с. Суходол (ныне это Краснодонский район) стоял запорожский пикет. В землянках и зимовниках проживало около 200 казаков, которые следили за передвижением ногайских и крымских татар. Наиболее ранним запорожским поселением в нашем крае был Чернухинский пост. "В 1600-1700 гг. через эту местность пролегал секретный казацкий шлях из Сечи Запорожской на Дон и Кагальник. на этом шляху при речке Чернухиной в Поповом Яру... "была одна из главных станций запорожского казачества с огромными запасами путевого продовольственного содержания для всех казаков, проходивших и проезжавших тем шляхом".

  В 1660 г. часть Суходольского пикета была поселена на окраинах байрака Тертычного и оврага Скелеватого. там, на берегу Северского Донца, стоял курган, где был дозорный пункт пикета - "калавурня". Пикет был обнесен крепостным валом. К казакам позднее присоединились несколько человек "всякого рода охотников, людей бездомных и безродных, вольных и свободных".

  В 1704 г. в балке Сухой и Яру Холодном проживало несколько семей запорожцев. Территория многих сел Луганщины в письменных источниках упоминается как "старожитая запорожская местность", "древнейшее запорожское займище". Так, село Орехово, что на р. Лугани, было юго-восточной окраиной запорожских владений, урочище "Шелковый Проток" с незапамятных времен "всегда было любимейшим местом престарелого обшитованного, выслужившегося у Коша, товарищества." В 1660 г. там проживало несколько старшин с семейством и челядью. В 1696-1697 гг. в территорию запорожского казачества вошли "Овраг Каменный" (позднее с.Лозовая Павловка): "Обширные и привольные степи р. Лугани, читаем в историко-статистическом описании Екатеринославской епархии, - с давних лет знакомы запорожскому товариществу. Местность "Веселенькая" на р. лугани, у Донца,сл. Вергунка:"... Древнейшим запорожским займищем были поселения по реке Лугани: Каменный Брод, Желтый Яр (с. Желтое), на р. Ломовой , - сл. Анненская, на р. Лозовой - сл. Старая Божедаровка. К старым запорожским владениям относились также земли по Северскому Донцу: по балкам Кружилиха, Долгая, Морозова, Крутая (Новобожедаровка), "Крымская Яма", "Хажева Балка" (с.Крымское, с.Нижнее); г.Славяносербск" (ранее Донецк, с.Подгорное) известно как старейшее поселение запорожского казачества на пограничной линии его владений. С давних пор запорожскому казачеству были известны гора Сокол, балка Мечетная, Глубокий Яр, расположенные в верховьях р.Миусчик (левый приток р.Миус) - позднее эта местность получила название сл.Красный Кут. "Тут сидел зимовником обштитованный отставной старшина- знаменитый Петр Довгань - отшельник, казак грамотный; к нему в Красный Кут... на поклон и для бесед духовных из Чернухина урочища нередко по целым ватагам приходили казаки-запорожцы".

  Как известно, территория Запорожской Сечи была разделена на паланки. Это произошло около 1734г. Запорожские поселения Луганщины вошли в состав Кальмиусской паланки. Ее центром было городище Домаха (позднее г.Мариуполь).

  Из письменных источников известно, что уже в к.17 - н. 18 ст. запорожские казаки, кроме сторожевой службы, занимались земледелием, скотоводством, "...партиями они доставляли в Бахмутскую крепость на продажу значительное количество скота, хлеба и других припасов."

  Из научных трудов Д.Яворницкого известно, что в  Кальмиусской паланке было 28 зимовников, среди которых 12 - на землях Луганщины.

Форма входа
Логин:
Пароль:
Кто здесь
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сегодня здесь были
Наши именинники
personal(30), sonoscape(41)
Наши статьи
Кремінський відділ Сєвєродонецької місцевої прокуратури оприлюднює графік прийому громадян за місцем їх роботи у лютому 2016 року (1155)
Попереджений – «озброєний»! (823)
Прийом запитувачів у Кремінському відділі Сєвєродонецької місцевої прокуратури (803)
Кремінський відділ Сєвєродонецької місцевої прокуратури оприлюднює графік прийому громадян за місцем їх роботи у січні 2016 року (1250)
Графік прийому громадян прокуратурою Кремінського району Луганської області за місцем їх роботи у листопаді 2015 року (797)
Відкладення виконання вироку на певний строк (977)
Розгляд електронних звернень громадян і звернень, отриманих на «гарячу лінію» прокуратурою Кремінського району (822)
Незнання законів не звільняє від відповідальності (850)
Стан додержання прав неповнолітніх при доставленні та адміністративному затриманні (759)
Графік прийому громадян прокуратурою Кремінського району Луганської області за місцем їх роботи у жовтні 2015 року (763)
Наслідки невиконання кримінального покарання у вигляді штрафу (974)
Наши файлы
День Народження Грушевського (33)
Природоохоронні об’єкти Кремінщини (209)
Інвестиційний паспорт кремінський район луганської області 2012р (309)
Харьковские казаки. Том 1, книга 2. Альбовский Е. 1915 (148)
Харьковские казаки. Том 1, книга 1. Альбовский Е. 1914 (194)
Память, которая всегда с нами! (881)
Фёдор Гайда: Как произошло слово "украинцы" (274)
Расписание фотоэкспозиций "Зеленая Кременная" (167)
Река Северский Донец - главная водная артерия Восточной Украины (476)
Календар знаменних і пам’ятних дат на 2011 рік (319)
Кременское областное медицинское училище (384)
Архив новостей
«  Август 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Праздники Украины

Друзья сайта
Наша аудитория
Курс валют
Статистика
Рейтинг сайтов Луганска и
Луганской области
Поиск по сайту
Copyright Prikhod © 2019 Хостинг от uCoz