Страницы истории Кременщины
Многочисленные археологические находки, исследования памятников археологии позволяют сделать научно-обоснованное заключение о том, что край наш был облюбован для жизни еще первобытным человеком более 100 тыс. лет назад.
Следы пребывания первобытного человека на Луганщине обнаружены значительной территории региона: от Троицкого района на Севере - до Кременского на Западе, от Антрацитовского на Юге - до Меловского на Востоке. Первые сведения относительно памятников эпохи палеолита относятся к 1820 году. В статье Густава Геса де Кальве, вышедшей в 1820 году, читаем: "Летом
Позднее у с. Веселая Гора близ г. Луганска, у с. Красный Яр были найдены предметы, относящиеся к каменному веку. Каменные орудия труда, остатки мастерских по изготовлению орудий труда, сырье, кости животных, найденные на местах стоянок первобытных охотников, свидетельствуют о том, что местами проживания первобытных людей палеолитического времени были долины рек Айдар, Деркул, Красная, Жеребец, Йовсуг, Ковсуг, Боровая, Уразова, Камышная, Северский Донец, Лозовая, Белая и др.
Кости мамонта, бизона, найденные в городищенской балке на берегу реки Деркул, близ с. Колесниковка, с. Сабовка (Славяносербский район), позволяют сделать вывод о том, что палеолитические племена занимались охотой на мамонтов, зубров, бизонов, оленей и др. животных. Мужчины занимались охотой, а женщины выделкой шкур, которые шли на одежду. Мясо этих животных шло в пищу.
Изобретение лука и стрел (эпоха мезолита, XIII-VIII тыс. до н.э.) значительно упростило охоту древнего человека на животных и способствовало распаду первобытнообщинного строя.
Найденные в Станично-Луганском, Новопсковском, Кременском, Новоайдарском, Троицком районах многочисленные орудия труда можно разделить на две большие группы: макролитические и микролитические. К концу каменного века человек научился добывать огонь, изготавливать орудия труда и оружие, шить одежду, строить жилища. Произошло становление человека современного типа.
Луганщина в эпоху неолита (новокаменного века), энеолита (медно-каменного века), эпохи меди и бронзы.
После отступления ледников в нашем крае установился современный климат. Индивидуальная охота из лука и стрел привела к излишкам мяса. Этому способствовало также приручение свиньи и собаки. Вместе взятое создавало условия для перехода от присвоения продуктов питания к их производству.
Следы пребывания людей новокаменного века (7-4 тыс. до н.э.) выявлены в Антрацитовском, Белокуракинском, Славяносербском, Новоайдарском и др. районах нашей области. Среди находок преобладают орудия труда: отбойники, ретушеры, ножи, проколки, топоры, наконечники стрел, материалы сырья - пластины, отщепы, нуклеиды. В этот период появляются первые изделия из глины - керамические сосуды, осуществляется постепенный переход к земледелию и скотоводству с относительной оседлостью племен.
В те далекие часы возникает ткачество, усложняются первобытнообщинное искусство и религия, создаются родовые могильники. В неолитическую эпоху орудия труда еще изготовляются из камня, но уже к первой половине 4 тыс. до н.э. появляются первые орудия труда из металла. Так начал отсчет своего времени энеолит (медно-каменный век). Это время характеризуется экстенсивным земледелием, развитым скотоводством, в первую очередь коневодством. Еще достаточное место в хозяйстве неолитического человека занимает охота, начинается литейное производство орудий труда. В этот исторический отрезок времени появляется колесный транспорт, отделяется родоплеменная знать (аристократия). Среди найденных при археологических раскопках и разведках орудий труда основное место занимают отбойники, бронзовые шила, керамические изделия, женские украшения.
Ямная культура
В конце 3 - середине 2 тыс. до н.э. на территории нашего края расселились племена ямской культуры. Это название идет от особенностей погребального обряда - в ямах, под курганами.
Эпоха меди-бронзы характеризуется патриархально-племенным строем, созданием укрепленных поселений, развитием местной металлургии. Находки, полученные в результате исследований захоронений у с. Чернухино (Перевальский район), г. Александровска, г. Сватово и др. населенных пунктов, свидетельствуют об окончательном вытеснении камня как материала для изготовления орудий труда, оружия и применения для их изготовления металла - меди и бронзы. Бронзовые ножи, найденные в захоронениях вблизи с. Чернухино, шило, найденное вблизи г. Луганска, керамическая посуда, фрагменты оружия позволяют современнику судить об уровне материальной и духовной культуры людей ямской культуры.
Катакомбная культура
Археологом В.А.Городцовым выделена катакомбная культура (2200-
Археологическая карта расположения памятников этой культуры на Луганщине говорит об интенсивном освоении донецких степей. Лимаревка и Нижне-Баранниковка Беловодского района, Зимогорье и Трехизбенка Славяносербского района, с. Провалье Свердловского района, с. Передельск Станично-Луганского района, с. Чернухино Перевальского района - вот далеко не полный перечень мест, где найдены памятники катакомбной культуры. Астрагалы, бронзовые скребки, украшения из черепашек, подвески из серебра, бронзовые топоры, амфоры, жаровни - находки, повествующие о культуре этого времени.
Многоваликовая культура
Керамические изделия с орнаментом в виде налепных валиков, которые покрывают почти всю поверхность сосуда, определили многоваликовую культуру (17-11 ст. до н.э.). Племена этой культуры достигли хороших результатов в животноводстве, изготовлении орудий труда из металла, камня, кости.
Срубная культура
В начале XX ст. выделена из других В.А.Городцовым (15-20 ст. до н.э.). Название происходит от способа захоронения - в срубе, сделанном в грунтовом могильнике. Характерным для этой культуры является животноводческо-земледельческое хозяйство, интенсивное производство на базе местного полиметаллического сырья, развитые ремесла, усовершенствованное строительство жилища.
Памятники срубной культуры расположены на значительной территории области, почти в каждом районе, что свидетельствует не только о глубоком изучении памятников археологии этой культуры, но и об интенсивном заселении территории края в те времена.
Среди находок обращают внимание золотые серьги, найденные в захоронении в Гапкиной поляне (Станично-Луганский район), бронзовый браслет, кельтские топоры, бронзовые ножи, найденные у с. Райгородка Новоайдарского района, каменные топоры и топоры-молоты, шилья, найденные вблизи с. Шевченково Кременского района, разнообразные керамические изделия из с. Смелое Славяносербского района. Находки у с. Провалье Свердловского района дали возможность реконструировать жилище людей срубной культуры.
Бондарихинская культура
Носителями этой культуры были угро-фины (конец 12 - начало 8 ст. до н.э.). Эта культура характеризуется земледельческо-животноводческой формой хозяйствования, долговременными поселениями и укрепленными городищами.
Керамическая посуда, проколки, зернотерки, наконечники стрел, отбойники, оселки, топоры, найденные у с. Орехово-Донецкое Славяносербского района, совхоза им. Артема Станично-Луганского района и др. населенных пунктов, подтверждают проживание здесь племен Бондарихинской культуры. Наименование этой культуры происходит от с. Бондарихино, где она была открыта впервые.
Кимерийцы
В первой половине 9 ст. до н.э. в донецких степях, как и на значительной территории Северного Причерноморья, появляется народ, получивший название кимерийцы. Сведения о них мы находим в трудах Геродота, Страбона, в ассирийских клинописях. Вместе с тем эти сведения зачастую противоречивы прежде всего в вопросах о происхождении кимерийцев.
Среди памятников кимерийского времени на Луганщине сегодня известны захоронения у с. Говоруха Славяносербского района, с. Гончаровка Сватовского района, с. Пионерское Станично-Луганского района. Основное место среди находок занимают предметы конской сбруи, кости лошади, остатки военного оружия и амуниции. Находки эти позволяют представить себе, какой была жизнь, общественно-политический строй этого народа.
Уже в начале кимерийский эпохи военная знать сосредоточила в своих руках огромную власть и личную собственность. Основной политической силой в обществе были всадники, объединенные в отряды и представлявшие основу кимерийского войска. Кимерийская конница была легка, быстра, маневренна и имела преимущество перед пешим войском противника.
Кимерийцы были в первую очередь конными стрелками, в своем арсенале имели стальные и железные мечи, боевые булавы. Во главе таких воинов были хорошо вооруженные вожди, что свидетельствуют о распаде первобытнообщинного строя, классовом расслоении общества на богатых и бедных.
Эта эпоха характеризуется переходом от земледельческо-животноводческой формы хозяйствования к кочевому животноводству с высокоразвитым коневодством.
Способ жизни, особенности общественного устройства, стиль прикладного искусства определили основные черты культуры предскифского времени. По масштабам влияния на окружающую этнокультуру кимерийцы не имели себе равных за исключением скифов. Они сыграли главную роль в распространении железа. Поздние кимерийцы известны науке только по материалам захоронений. Среди найденных предметов - оружие, конская амуниция, останки воинов. Отсутствие поселений, долговременных стоянок, городищ свидетельствует о том, что кимерийцы вели кочевой образ жизни. Могущество кимерийцев было недолгим, на авансцену вышли более могущественные объединения - скифы.
Скифы
Итак, кимерийцы не смогли противостоять многочисленным и сплоченным скифам, возглавляли которых цари. Исторические скифы ведут свою историю от племен срубной культуры (последняя треть II-го тыс. до н.э.). Они вытеснили с Южного Причерноморья большую часть кимерийцев и племен катакомбной культуры. Письменные источники древних авторов утверждают, что скифы властвовали над всей Азией. Вспомним Геродота: "Скифы господствовали над Азией и все опустошили... Они взимали дань, но кроме дани осуществляли набеги и грабили, что было у народа. Материалы археологических раскопок и те же письменные источники доносят до нас сведения о том, что в то время в степях между Днепром, Северским Донцом, Доном жили скифы. Это также верно, как и сказанное Геродотом. Все дело в том, что в это время в степях Причерноморья господствовала засуха и скифы вынуждены были откочевать в Азию. Это не было стихийным отступлением перед силами природы, это было плановое переселение, заключавшееся в том, чтобы переселиться на новые места союзом племен, включая и оседлое население - скифов-пахарей. Царские же скифы вели войны и паразитировали на чужих территориях. Понятно, что плохо вооруженные и безлошадные скифы-пахари не могли осуществить поход в Азию, что сделали царские скифы.
На Луганщине в настоящее время выявлено и исследовано не очень много археологических памятников скифского времени. И все же, несмотря на значительный урон, нанесенный скифским захоронениям кладоискателями, мы имеем прекрасные образцы скифской материальной и духовной культуры.
Обширна и география расположения скифских курганов на Луганщине. В селе Пионерском в парном захоронении были найдены скифская стрела и керамический сосуд, в с. Зимогорье Славяносербского района в раннескифском захоронении найдены подвески, бронзовые стрелы, близ с. Смоляниново Новоайдарского района найдены золотые подвески, серьги. Различные предметы скифского времени выявлены также у с. Сосновка Новопсковского района, с. Бутовка Старобельского района.
Но наиболее интересные и ценные памятники скифской культуры найдены при раскопках скифского захоронения у г. Перевальска. Это железный меч - акинак с рукоятью, обтянутой золотой фольгой с тиснением оленя, бронзовый казан, железное зеркало, женское монисто. Как правило, скифское захоронение было впускным в курган, где были захоронены останки людей более древних культур (эпох).
Материалы археологических исследований, случайные находки скифского времени вместе с письменными источниками древнеантичных авторов помогают реконструировать жизнь, быт, религию и культуру Скифии. Анализ находок скифского времени говорит о том, что скифы были прежде всего воинами, а отсутствие стоянок, городищ, жилищ свидетельствует в пользу теории о кочевом образе жизни у скифов. Скифская материальная культура подвергалась влиянию эллинской культуры, в особенности при изготовлении украшений, конской сбруи, оружия. Скифы были хорошими металлургами, умели обрабатывать металл способом ковки, цементировать металлические предметы, в особенности оружие. Это были большие достижения. Достаточно вспомнить, что Луганский литейно-пушечный завод был закрыт в связи с отсутствием качественной железной руды местного происхождения. А скифы умели добывать руду из болотных залежей.
Скифское царство, возникшее в 5 ст. до н.э., было одним из первых образований в Восточной Европе, основанных на завоеваниях с целью эксплуатации других племенных союзов. Однако заключительный этап истории скифов был не таким удачным, как ее начало. Уже в 3-4 ст. до н.э. территория скифов ограничивалась Крымом и берегами Днепра. Причина этому - появление на политической арене сарматов.
Сарматы
На рубеже 5-4 ст. до н.э. мирные отношения между скифскими и сарматскими племенами дали трещину. Начался период интенсивного проникновения сарматов на земли скифов. В низовьях Дона, на правобережье Северского Донца открыты сарматские памятники, которые относятся к третьей четверти 4 ст. до н.э. Восточные соседи скифов - сарматы (савроматы), близкие им по укладу жизни, постепенно овладевали землями скифов, вытесняя их в степи Крыма, а часть их была уничтожена.
О военных столкновениях скифов и сарматов, кроме письменных работ Полибия, рассказывает легенда о Амаче - жене сарматского царя, которую херсонесцы призвали на помощь в борьбе со скифами.
В географии Страбона (
Первые находки сарматской культуры в крае относятся к
В последние столетия до н.э. по мере проникновения сарматов в Северное Причерноморье, где они соприкасались с культурой Прикубанья и античных городов, в искусстве сарматов наметилось два направления, которые разнятся между собой как содержанием, так и техникой выполнения и стиля. Во 2-1 ст. до н.э. особое внимание уделялось войсковому снаряжению конного воина. В это время появляется новый вид украшения конской уздечки и панциря - фалары и умбоны, в художественном решении которых соединяются восточные и античные элементы.
Не позднее третьей четверти 1 ст. до н.э. на Дону и в степях Северного Причерноморья появляется новое кочевое объединение - аланы, вытеснившее все остальные племена сарматов.